Рейман подписал приказ о внедрении всеобщего подслушивания


    Министр связи РФ Леонид Рейман подписал приказ о внедрении технических средств для подслушивания (СОРМ) на телефонных и других сетях связи.
     Приказ, зарегистрированный в Минюсте России 9 августа, позволяет ФСБ не предоставлять операторам связи ни документов, на основании которых проводится подслушивание, ни информации о том, кого из абонентов подслушивают.
     В приказе "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования", полный текст которого публикует "Московский Либертариум", в частности говорится:
     "План мероприятий по внедрению технических средств СОРМ на конкретных типах электронных телефонных станций, центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, а также системах персонального радиовызова общего пользования (далее - коммутационное оборудование) согласовывается с территориальными органами ФСБ России".
     Операторам связи приказано "осуществлять приобретение и установку технических средств СОРМ на коммутационном оборудовании", а также "обеспечивать возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях, имеющих коммутационное оборудование, в котором не могут быть реализованы технические требования к техническим средствам СОРМ, для чего по согласованию с территориальными органами ФСБ России предоставлять в установленном порядке специальные технологические помещения с необходимыми коммуникациями, гарантированным энергоснабжением, линиями, каналами связи и линейно-кабельными сооружениями".
     Наиболее важным пунктом приказа c точки зрения самих абонетов телефонных сетей является следующий:
     "Информация об абонентах, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, а также решения, на основании которых проводятся указанные мероприятия, операторам связи не предоставляются".
     Законность внедрения системы СОРМ до сих пор вызывает серьезные сомнения. Особенно раздражает правозащитников тот факт, что для проведения оперативно-розыскных мероприятий теперь не требуется санкции прокурора, то есть ФСБ может подслушивать кого угодно в любое время без объяснения причин, что является нарушением Конституции. Кроме того, компании-операторы связи обязаны приобретать и устанавливать дорогостоящее оборудование для подслушивания на свои средства.
     Известно также, что внедрение системы СОРМ началось еще до того, как система была признана законной. Предполагается, что к настоящему времени почти всех российских интернет-провайдеров уже обязали установить оборудование СОРМ. Поскольку в случае отказа провайдер может просто лишиться лиценции, никто особенно не протестует против внедрения данной системы тотального подслушивания.



9 августа Министерство юстиции РФ зарегистрировало приказ Министерства связи N 130 от 25 июля 2000 года "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования". Промолчим о том, как вовремя об этом узнали правозащитники (спустя неделю), и, соответственно, как вовремя на это отреагировали средства массовой информации. За неимением иного, работаем в предложенных условиях.

Краткое пояснение для тех, кому буквосочетание "СОРМ" еще не снится в ночных кошмарах. СОРМ - система оперативно-розыскных мероприятий - предполагает установку оборудования "на электронных телефонных станциях, центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, а также системах персонального радиовызова общего пользования... на сетях электросвязи... независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности". По поводу сетей, не вошедших в этот список, в приказе Минсвязи предусмотрительно указывается "обеспечивать возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях, имеющих коммутационное оборудование, в котором не могут быть реализованы технические требования к техническим средствам СОРМ, для чего по согласованию с территориальными органами ФСБ России предоставлять в установленном порядке специальные технологические помещения с необходимыми коммуникациями, гарантированным энергоснабжением, линиями, каналами связи и линейно-кабельными сооружениями". В общем, ФСБ, наконец, получило санкцию Минсвязи на обеспечение себя возможностью тотального прослушивания абонентов любых сетей - в том числе пользователей Интернета.

Коль скоро на любого интернет-провайдера можно надавить, пригрозив ему лишением лицензии, и коль скоро мы живем в государстве, где вообще не существует традиции с уважением относиться к тайне частной жизни, глупо было ожидать, что не будет предпринято никаких вообще действий по обеспечению правоохранительным органам возможности вести следствие и в Интернете. Но Рейман явно поспешил угодить ФСБ - с точки зрения российского законодательства приказ расползается по швам.

Пункт 2.5 - неумелый реверанс в сторону Конституции РФ: "Учитывать, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, а также передача сведений об этих сообщениях допускается только на основании судебного решения или в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Указанный закон позволяет "в случаях, которые не терпят отлагательства", проводить оперативно-розыскные мероприятия без судебного решения в течение 48 часов (если за это время соответствующее судебное решение не вынесено, то мероприятия требуется прекратить) и, в любом случае, с обязательным уведомлением суда.

Пункт 2.6 отрицает существование Конституции в принципе: "...Информация об абонентах, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, а также решения, на основании которых проводятся указанные мероприятия, операторам связи не предоставляются". Во-первых, кому в этом случае предоставляется эта информация, совершенно непонятно. Зато понятно, что в таких условиях никаких решений, "на основании которых...", может просто не существовать в природе. Не говоря уж о том, что срок 48 часов может оказаться вполне достаточным для получения требуемой информации, а убедительно доказать, что не было времени ждать решения суда - несложная задача. Во-вторых, коль скоро не предоставляется также и информация об абонентах, чей трафик прослушивается, ФСБ получает возможность с равным успехом мониторить трафик подозреваемого, подозреваемого и десятка его коллег, а также вообще всех пользователей провайдера скопом. С большой вероятностью - без всяких санкций.

Итак, приказ Минсвязи N 130 нарушает статью 23 Конституции РФ: "Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения".

Кроме того, приказ нарушает статью 55 Конституции: "2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Распоряжение министерства ни при каких условиях не может служить основанием для ограничения права гражданина на тайну коммуникаций. Дело осложняется тем, что ни граждане, ни кто-либо еще не имеют информации о нарушении их конституционных прав (поскольку информация об объектах расследования не предоставляется операторам связи, а кому предоставляется - в приказе не говорится). Соответственно, следствие получает возможность нарушать права граждан, сколько ему заблагорассудится.

Помимо этого, приказ Минсвязи противоречит, в частности, статье 19 закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (согласно закону, техническое обеспечение СОРМ финансируется из федерального бюджета, а не операторами связи), статье 6 этого закона (недопустимость принуждения должностных лиц к предоставлению их специальных знаний) и Гражданскому кодексу РФ (поскольку нарушает принцип свободы договора, понуждая оператора связи заключать договор на приобретение оборудования).

В общем, со знанием законодательства у главы Министерства связи Леонида Реймана явные проблемы (чему, впрочем, уже имелись неоднократные подтверждения). Минюст приказ N 130 безропотно зарегистрировал - видимо, у сотрудников этого ведомства тоже не нашлось, что возразить. Впрочем, на государственные ведомства в любом случае надежды мало. Поэтому пользователи, желающие хоть как-то воспротивиться нарушению их базовых гражданских прав, могут самостоятельно (или коллективно) обратиться в Верховный суд с просьбой признать приказ N 130 незаконным. Примерный образец искового заявления опубликован в "Московском Либертариуме". Изложенные в нем основания для обращения в суд - вряд ли единственные; надо думать, юристы способны найти еще пару десятков оснований. В подобных ситуациях единственная схема, которая еще может сработать, носит кодовое название "помоги себе сам".

 Комментарии к Приказу Минсвязи РФ от 25 июля 2000 г. N 130 (образец искового заявления) - Московский Либертариум, 24.08.2000 
 Приказ Минсвязи РФ от 25 июля 2000 г. N 130 "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования" - Московский Либертариум, 16.08.2000 
 Регулирование и экономика СОРМ - Московский Либертариум 
 Нормативные документы по СОРМ - Московский Либертариум 
 Рейман подписал приказ о внедрении всеобщего подслушивания - Lenta.Ru, 21.08.2000





На страницу о Павлово-Посадском радиоклубе >>>



На главную страницу           Новости

Павловский Посад   ФЕОДОСИЯ   Отдых(Черное море)     Oriflame    Поисковики   Ссылки


     Идея и дизайн:  Dmitry
     Если Вам понравилось чем занимаюсь или у Вас есть замечания к содержимому, то пишите письма.

Hosted by uCoz