9 августа Министерство юстиции РФ зарегистрировало приказ Министерства связи N 130 от 25 июля 2000 года "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования". Промолчим о том, как вовремя об этом узнали правозащитники (спустя неделю), и, соответственно, как вовремя на это отреагировали средства массовой информации. За неимением иного, работаем в предложенных условиях.
Краткое пояснение для тех, кому буквосочетание "СОРМ" еще не снится в ночных кошмарах. СОРМ - система оперативно-розыскных мероприятий - предполагает установку оборудования "на электронных телефонных станциях, центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, а также системах персонального радиовызова общего пользования... на сетях электросвязи... независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности". По поводу сетей, не вошедших в этот список, в приказе Минсвязи предусмотрительно указывается "обеспечивать возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях, имеющих коммутационное оборудование, в котором не могут быть реализованы технические требования к техническим средствам СОРМ, для чего по согласованию с территориальными органами ФСБ России предоставлять в установленном порядке специальные технологические помещения с необходимыми коммуникациями, гарантированным энергоснабжением, линиями, каналами связи и линейно-кабельными сооружениями". В общем, ФСБ, наконец, получило санкцию Минсвязи на обеспечение себя возможностью тотального прослушивания абонентов любых сетей - в том числе пользователей Интернета.
Коль скоро на любого интернет-провайдера можно надавить, пригрозив ему лишением лицензии, и коль скоро мы живем в государстве, где вообще не существует традиции с уважением относиться к тайне частной жизни, глупо было ожидать, что не будет предпринято никаких вообще действий по обеспечению правоохранительным органам возможности вести следствие и в Интернете. Но Рейман явно поспешил угодить ФСБ - с точки зрения российского законодательства приказ расползается по швам.
Пункт 2.5 - неумелый реверанс в сторону Конституции РФ: "Учитывать, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, а также передача сведений об этих сообщениях допускается только на основании судебного решения или в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Указанный закон позволяет "в случаях, которые не терпят отлагательства", проводить оперативно-розыскные мероприятия без судебного решения в течение 48 часов (если за это время соответствующее судебное решение не вынесено, то мероприятия требуется прекратить) и, в любом случае, с обязательным уведомлением суда.
Пункт 2.6 отрицает существование Конституции в принципе: "...Информация об абонентах, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, а также решения, на основании которых проводятся указанные мероприятия, операторам связи не предоставляются". Во-первых, кому в этом случае предоставляется эта информация, совершенно непонятно. Зато понятно, что в таких условиях никаких решений, "на основании которых...", может просто не существовать в природе. Не говоря уж о том, что срок 48 часов может оказаться вполне достаточным для получения требуемой информации, а убедительно доказать, что не было времени ждать решения суда - несложная задача. Во-вторых, коль скоро не предоставляется также и информация об абонентах, чей трафик прослушивается, ФСБ получает возможность с равным успехом мониторить трафик подозреваемого, подозреваемого и десятка его коллег, а также вообще всех пользователей провайдера скопом. С большой вероятностью - без всяких санкций.
Итак, приказ Минсвязи N 130 нарушает статью 23 Конституции РФ: "Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения".
Кроме того, приказ нарушает статью 55 Конституции: "2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Распоряжение министерства ни при каких условиях не может служить основанием для ограничения права гражданина на тайну коммуникаций. Дело осложняется тем, что ни граждане, ни кто-либо еще не имеют информации о нарушении их конституционных прав (поскольку информация об объектах расследования не предоставляется операторам связи, а кому предоставляется - в приказе не говорится). Соответственно, следствие получает возможность нарушать права граждан, сколько ему заблагорассудится.
Помимо этого, приказ Минсвязи противоречит, в частности, статье 19 закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (согласно закону, техническое обеспечение СОРМ финансируется из федерального бюджета, а не операторами связи), статье 6 этого закона (недопустимость принуждения должностных лиц к предоставлению их специальных знаний) и Гражданскому кодексу РФ (поскольку нарушает принцип свободы договора, понуждая оператора связи заключать договор на приобретение оборудования).
В общем, со знанием законодательства у главы Министерства связи Леонида Реймана явные проблемы (чему, впрочем, уже имелись неоднократные подтверждения). Минюст приказ N 130 безропотно зарегистрировал - видимо, у сотрудников этого ведомства тоже не нашлось, что возразить. Впрочем, на государственные ведомства в любом случае надежды мало. Поэтому пользователи, желающие хоть как-то воспротивиться нарушению их базовых гражданских прав, могут самостоятельно (или коллективно) обратиться в Верховный суд с просьбой признать приказ N 130 незаконным. Примерный образец искового заявления опубликован в "Московском Либертариуме". Изложенные в нем основания для обращения в суд - вряд ли единственные; надо думать, юристы способны найти еще пару десятков оснований. В подобных ситуациях единственная схема, которая еще может сработать, носит кодовое название "помоги себе сам".
Комментарии к Приказу Минсвязи РФ от 25 июля 2000 г. N 130
(образец искового заявления) - Московский Либертариум,
24.08.2000
Приказ Минсвязи РФ от 25 июля 2000 г. N 130 "О порядке
внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных
мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального
радиовызова общего пользования" - Московский Либертариум,
16.08.2000
Регулирование и экономика СОРМ - Московский
Либертариум
Нормативные документы по СОРМ - Московский
Либертариум
Рейман подписал приказ о внедрении всеобщего подслушивания -
Lenta.Ru, 21.08.2000
Павловский Посад ФЕОДОСИЯ Отдых(Черное море) Oriflame Поисковики Ссылки
Идея и дизайн: Dmitry
Если Вам понравилось чем занимаюсь или у Вас есть замечания к содержимому, то пишите письма.